Настоятельно рекомендую прочитать его после ознакомления с предыдущими сценариями. Настоятельно. Очень настоятельно. Очень-очень.
3054 слова
Саундчек: Они уходят. Потому что должны. Или они находят кого-то еще. А некоторые из них… некоторые из них забывают меня. Думаю, в итоге… они разбивают мне сердце.
Добрый вечер, дамы и господа. Поздравляю дам с прошедшим восьмым марта, а джентльменов – с наступившим девятым. А наших дорогих слушателей вне зависимости от пола я поздравляю с сегодняшним выпуском. Своеобразный юбилей, седьмой Суд над Доктором. Если бы передача шла каждый день, сегодня подошла бы к концу первая неделя. Сегодня наш день седьмой. Воскресенье, так сказать. Но это все демагогия. Давайте ближе к делу.
Итак Доктор. За эти шесть сезонов он, конечно же, сильно изменился. Три личности, множество путешествий, множество спутников… и множество ошибок. Да, Доктор не безгрешен. И он сам знает это лучше, чем кто бы то ни было еще. Все мы помним великолепную фразу Одиннадцатого из первой серии пятого сезона: «Эми Понд, есть кое-что, что тебе лучше бы понять. Это важно, и однажды твоя жизнь может зависеть от этого. Я на самом деле псих с будкой!». Дримлорд еще менее уважительно охарактеризовал своего создателя. И Доктор согласен со всеми уничижительными характеристиками, которые услышал. К концу шестого сезона он приходит к откровенно суицидальным настроениям.
Помните это? Это слова из самого первого выпуска. С них начинался Суд над Доктором. Это было еще до меня. Я появился лишь в третьем выпуске. Первые два Тиана провела в одиночестве, и передаче в то время явно не хватало динамизма, энергии, драйва. Выступать соло – большая ответственность и большая свобода, но зачастую… от этого как-то грустно.
Т: Вам эта судьба точно не грозит, уважаемый оппонент. Здравствуйте, дорогие слушатели. С вами Мимус и Тиана, адвокат и прокурор, две половинки монетки судебной власти.
М: Ну что вы, Тиана, у нас с вами реальной власти нет. Мы просто демагоги.
Т: Мысль материально, уважаемый Мимус. Мысль материальна. И наши слова обладают не меньшей силой, чем наши действия.
М: /смешок/ Ну хорошо. Что является предметом нашей дискуссии сегодня?
Т: Как всегда, Доктор. А что в нем судить… не знаю, право. То, ради чего я выступала в первых передачах, мы уже обсудили.
М: Что ж… пожалуй, время пришло. Поговорим об одиночестве, дорогая Тиана.
Т: Вот как… хорошо. Уважаемые слушатели, сегодня в центре внимания одиночество. Доктора, его спутников и всех заинтересованных лиц. Тем, кто слушает нас впервые, объясняю, что тут происходит: я, Тиана, выдвигаю обвинения…
М: Обычно смешные и нелепые. А я, Мимус, адвокат Доктора, опровергаю их.
Т: В своих спорах мы рады прислушаться к вашим аргументам и доводам. Но помните: миру не узнает, о чем вы думаете, пока вы это не выскажете вслух! Чат к вашим услугам.
М: А пока первая музыкальная пауза.
/Валерий Леонтьев – Августин/
Т: Экий вы ехидный, господин Мимус. Дорогие слушатели, сей музыкальный трек выбрал он.
М: А что, что-то не так? Ваша передача с самого начала планировалась как скрытое издевательство над собой и слушателями. Или я не прав?
Т: А вот об этом говорить не стоило.
М: Пришло время раскрывать секреты, Тиана.
Т: Некоторым секретам лучше оставаться нераскрытыми.
М: Не этому.
Т: Вы пострадаете от этого.
М: Посмотрим.
/пауза/
Т: Ну, как хотите. Сейчас точно пришло время посмотреть, что пишут наши уважаемые слушатели.
/Обзор чата/
Итак, какова ваша позиция? Что вы предлагаете мне оспорить?
Т: Всегда вы так. Ладно. Начнем с простого. Одиночество разрушительно?
М: Не всегда.
Т: Дивно. А для вас?
М: Не вижу связи с темой дискуссии. Ближе к Доктору, уважаемый оппонент.
Т: К Доктору так к Доктору. Одиночество необязательно заключается в отсутствии физической близости. Гораздо чаще под одиночеством понимают духовную изоляцию.
М: И что же?
Т: А то, мой дорогой оппонент, что Доктор, если взглянуть на него адекватно – это выдумка.
М: Оп-па… поворот. А кто меня к Маккиавелли отвез? Выдумка?
Т: Тему психотропных препаратов я старательно обхожу с нашего первого совместного эфира. Но вернемся к реальности…
М: Реальность – это то, что ты воспринимаешь как реальное.
Т: Хорошо. В моей реальности, как и в реальности наших здравомыслящих слушателей, Доктор – это выдумка, персонаж сериала, новелл, аудиопьес. Выдумка. Очень привлекательная, но, увы, не существующая на самом деле.
М: В этом случае ваш суд вообще не имеет никакого смысла. Нельзя судить то, что не существует, по существующим законам.
Т: Вы меня не дослушали. Итак, Доктор привлекателен для нас. Каждый мечтает, что у его двери однажды припаркуется ТАРДИС и оттуда выскочит чудак, размахивающий звуковой отверткой и называющий себя Доктором. А потом Доктор увезет нас от этого жестокого и пропахшего обыденной суетой мира.
М: Допустим. К чему вы клоните?
Т: К тому, что спутники Доктора в ньюскулле – обычные люди. Которые также мечтают сбежать от своих проблем. А Доктор – это воплощение бегства. Две любимые фразы: Беги и Мне жаль, прости. Он сам говорит, что бежал всю свою жизнь.
М: К чему. Вы. Клоните?
Т: Представьте себе на секунду, что Доктора нет и в той реальности. Что он – порождение фантазии одинокой девочки, которой очень-очень плохо. Скажите, что такое фрустрация? Правильно, болезненное разочарование, тщетное ожидание, разрушение замыслов.
От frustratio – «обманываю, делаю тщетным». То есть речь идет о психологическом состоянии некоего гнетущего напряжения, вызванного так называемой безысходностью. И обычная реакция на фрустрацию какая? Правильно - уход от реальной жизни в область так называемых грёз. То есть перенос основной жизненной активности в некий иной мир.
М: Вы хотите сказать…
Т: Что Доктора, возможно, просто возможно, не кидайтесь вы на меня так… Возможно, Доктора выдумала некая одинокая душа.
М: Кто, например? Роза?
Т: Вполне возможно. У нее нет нормальной работы, ее парень – скучный и обычный, в ее жизни нет надежды. Она обречена жить как все. Но она обладает богатым воображением и, давайте признаем честно, вполне сообразительна. Когда ей было грустно или одиноко, она закрывала глаза – и придумывала историю Доктора. Сначала ворчливого старика – это очевидная сублимация переживаний об отце, которого она никогда не видела. Затем, когда старик уже физически не был способен преодолевать все те препятствия, которые она выдумывала, он дала ему более молодое тело. А в конце концов осмелела настолько, что в мире фантазий встретилась с ним.
М: Веселенькая теория. То есть все это время мы смотрели не сериал про Доктора, а наблюдали за фантазиями девушки из Кардиффа?
Т: Как вариант. Это объясняет все те ляпы и несовпадения, которые мы видим. Поэтому Доктор раз за разом встречается с уже побежденными врагами. В мире фантазии законов нет.
М: А почему тогда Доктор и Роза не вместе? Фантазия же. Она могла бы придумать, как они вместе живут в Тардис, путешествуют… откуда расставания?
Т: Из глубин подсознания, мой дорогой оппонент. Она стремится расстаться с ним, потому что выросла. И появление Хенди, клона Десятого, в этом плане – попытка примириться с реальностью. Скорее всего она действительно рассталась с Микки. И встретила нового парня, в которого влюбилась. И есть у меня подозрение, что регенерация Доктора с этим тесно связана. Она наделила нового Доктора внешностью того, кто ей симпатичен. А потом связала фантазию с реальностью: они с этим парнем действительно решили встречаться или пожениться даже, но он не Доктор, хоть и похож. Вот она и создала Хенди.
М: А сезоны с Мартой? С Донной? С Эми?
Т: Все очень просто. Все, что я сказала про Розу, перенесите на Эми.
М: Что?
Т: Два варианта: либо Роза продолжила фантазировать о Докторе, либо… либо не она – создатель. А Эми…
М: Мне надо это осмыслить. Вам, дорогие мои, полагаю тоже. Предлагаю думать в чат. Музыкальная пауза.
/Марионетки – Машина времени/
М: В предыдущем блоке мы дошли до того, что Тиана объявила Доктора выдумкой Розы. А в финале – выдумкой Эми. Доктора. Самого реального из всех, кого я знаю.
Т: Ну-ну, вы же знаете…
- Ему снится сон! - сказал Траляля. - И как по-твоему, кто ему снится?
- Не знаю, - ответила Алиса. - Этого никто сказать не может.
- Ему снишься _ты_! - закричал Траляля и радостно захлопал в ладоши. -
Если б он не видел тебя во сне, где бы, интересно, ты была?
- Там, где я и есть, конечно, - сказала Алиса.
- А вот и ошибаешься! - возразил с презрением Траляля. - Тебя бы тогда
вообще нигде не было! Ты просто снишься ему во сне.
Вас, кстати, дорогой оппонент, тоже не было бы, если бы кто-то не снил вас в своем сне.
М: Не согласен. Давайте разберемся. Существует только один разум способный отражать субъективную действительность. Почему субъективную? Потому как разум этот – мой. Или же ваш. Или вашего соседа, соседки, родственника, начальника… Список длинный, поэтому остановлюсь-ка я на себе. Нет у меня никакого доказательства существования кого-либо кроме меня. Всё можно объяснить по теории солипсизма. Считается, что ввёл этот термин в оборот Декарт и вообще, мне могут сейчас возразить что «Сударь, есть же что-то, чего вы не знаете, что-то, что было до вас и…» бла-бла-бла. Не довод дорогие мои. Мой мир, моя действительность, я её отражаю и при этом – исключительно на субъективном уровне, так как не могу объективно его оценивать. Для того чтобы быть объективным в этом случае нужно не быть вовлечённым в ситуацию, то есть не быть составляющим этой реалии, обладать только анализом среди всего своего набора инструментов и не обладать чувствами. И из этого следуют, что я обладаю своей собственной, персональной вселенной, с которой могу творить всё, что мне вздумается. Или вы ей обладаете. Или ваш сосед и далее по списку. Иными словами: для меня единственное, что неоспоримо существует, это я сам.
Т: Тоже вариант. Но мы что-то ударились в философию. Не уверена, что нашим слушателям это интересно.
М: Это тесно связано с обсуждаемой темой. Поэтому необходимо.
Т: А значит ли ваш пассаж, что вы готовы допустить мысль, что Доктор – это выдумка Розы? Или Эми?
М: Нет. В его реальность мне нравится верить. Скорее я бы усомнился в реальности… наших слушателей. Мы их никогда не видим. Не слышим. Все, что мы о них знаем, - это буквы, появляющиеся в окошке чата. А на это способны даже программы.
Т: Как скажете, дорогой мой, как скажете… Давайте все же зачитаем буквы из чата.
/обзор чата/
/фоном - музыка из Inception/
М: Какой самый живучий паразит? Бактерия? Вирус? Кишечный глист? Идея. Она живучая и крайне заразная; стоит идее завладеть мозгом, избавиться от нее практически невозможно. Я имею виду сформировавшуюся идею, полностью осознанную, поселившуюся в голове. Я говорю: не думайте о белых обезьянах. Ни в коем случае. О чем вы думаете?
Т: О белых обезьянах…
М: Но ведь это моя идея, а не ваша. Видите, я заразил вас идеей. Но вы заразили меня идеей нереальности Доктора. Однако вы хотели закончить мысль об Эми и ее воображаемом друге.
Т: Да. В самом сериале нам прямым текстом сообщается, что Доктор – это воображаемый друг клиентки четырех психиатров. И хотя зрителями это воспринимается как ирония, на самом деле это, возможно, правда.
М: Ну да. Шотландский акцент, одиночество, непонимание, игнорирование семьи, отсутствие близких друзей, отсутствие перспектив в жизни, не престижная работа… Почва для выращивания Доктора. Вы это имеете в виду?
Т: Примерно.
М: Давайте теперь я скажу. Доктор реален. Можете мне поверить. И он невероятно одинок.
Т: Вы хотите сказать…
М: Именно. А что если все было наоборот? Что если не спутницы выдумывали Доктора, а Доктор…
Т: Доктор выдумывал спутниц и спутников… внучку, раздражающих его учителей, журналистку, Бригадира…
М: Влюбленную в него Розу, способную принять его именно таким, какой он есть. Марту, втюрившуюся в него по уши. Донну, спорящую с ним. Эми, неправильно выросшего ребенка…
Т: Во второй раз Доктор встречается совсем с другим человеком, но ему удобнее взаимодействовать с Эмилией, поэтому он старательно будит в Эми ребёнка. А то, что они однажды расстанутся и ей надо будет как-то жить без него, его не волнует. Он превращает ее в ребенка и заново с ней взрослеет. Учит проявлять эмоции, принимать правильные, хоть и неприятные решения, учит не судить по внешнему виду, даже культурно образовывает. И в тот момент, когда они расстаются, она уже повзрослела во второй раз. Но теперь по-настоящему. Болезненно, да. Но перед этим она примирила в своей душе две реальности. Реальность Доктора – и реальность Рори. И выбрала Рори. Несмотря ни на что. Вы ведь не думаете, что в серии «Выбор Эми» речь шла только о выборе партнера, правда? Все гораздо глубже. Пока Эми внутренне тосковала по загадочному чудаку в будке, она не могла нормально жить. Она постоянно думала: а что, если? Доктор большая умница. Он не только дал ей попробовать эту жизнь, он еще и провел ее через все испытания вместе с Рори.
М: Вы это уже говорили.
Т: Да, во втором выпуске. Странно… заело. Бывает.
М: Сегодня вообще странный день и странная тема для разговора. Но все же. Доктор одинок. Ему 900 с лишним лет. И если когда-то рядом были те, кто мог его понять, то после гибели Галлифрея…
Т: Он создал то, чего не может быть в реальности. Способных понять его людей.
М: Нереальное не есть недействительное.
Т: Что?
М: Нереальное не есть недействительное. Недействительное не есть нереальное. Нереальное не есть невозможное...
/морзянкой SOS/
Т: Вы слышите?
М: Что?
Т: Сигналы… кто-то подает сигнал бедствия…
М: Нет, ничего не слышу.
/сигнал SOS затихает/
М: Но вы снова уклоняетесь от темы, а время уходит. Доктор вполне мог выдумать всех своих спутников. И Рори, так катастрофически преданный Эми, - это мечта Доктора. Обратили внимание на патологическую верность спутников своему Доктору?
Т: А потом он осмелел и придумал себе Ривер… ту, чья жизнь целиком посвящена ему. Не отдельный промежуток времени, пока они вместе, а вся жизнь… Страшная сказка.
М: Почему?
Т: Потому что одиночество Доктора выглядит огромным. Даже нереальным… никто в целом мире не может понять его. Он один…
М: Мы все такие. Мы уникальны. Опыт каждого человека уникален. Мы рождаемся и умираем в одиночестве, даже если кто-то есть рядом.
Т: Я не хочу так думать.
М: А вам придется думать об этом. Идея, помните? Самый живучий паразит.
Т: Вы жестоки, Мимус.
М: Быть может. Но таков уж я. Нельзя винить человека в том, что он такой, какой он есть. Одиночество Доктора огромно. Но и сам он не прост. Вспоминайте… Вы настаиваете на божественном ранге Доктора? Это ересь.
Тиана: А вы из инквизиции? Вам место в архивах. Но если честно, да. Возможности Доктора в этой Вселенной близки к божественным. Он невероятно удачлив, находчив, фактически чудотворец. Более того, опираясь все на тот же второй уровень фанона, в случае, если остается только один Таймлорд, он способен перемещаться во времени и пространстве силой мысли, а также одним своим появлением на планете изменять ход истории, хочет он того, или нет. Сила Единственного при таком раскладе неизвестна… Да что со мной?!
М: Вы процитировали третий выпуск. Бывает. Ускоренная перемотка.
Т: Как-то это все странно… музыкальная пауза…
/The Rasmus - SOS/
М: Сегодня странный эфир. Седьмой. Неделя завершена, пора думать о результатах. И тем не менее я приветствую вас на территории Суда над Доктором. Хотя суд, как мы помним, в данном случае бессмысленен. В связи с отсутствием государства, принявшего законы Времени, предлагаю считать Доктора вышедшим из-под юрисдикции Галлифрея.
Т: Зараза! Но тогда у нас нет вообще никаких оснований судить Доктора: людским законам он неподвластен, даже законам Великобритании, которую так любит, потому что он не человек, законы Галлифрея вы предлагаете считать недействительными... Нет уж, законы времени действительны!
М: Значит вас можно судить по законам СССР?
Т: Другая история - СССР распался, а Галлифрей просто... вне зоны доступа…
М: Четвертый выпуск.
Т: Что значит этот отсчет?
М: Увидим. Не бойтесь, не поможет. Лучше в последний раз зачитайте сообщения из чата.
/обзор чата/
М: Что с вами?
Т: Сопротивляюсь…
М: Чему?
Т: Написанным монологам. Знаете, изначально программу должна была вести только я. Провокационные заявления, логически обоснованные, но эмоционально непривлекательные теории, вопросы без ответа. Я хотела заставить вас, дорогие слушатели, думать, формулировать свою точку зрения. И мне это удалось, пусть и не совсем так, как я рассчитывала. Тогда я решила усложнить задачу и ввести того, кто бы говорил за вас. Всегда легче согласиться с кем-то, чем создать и высказать что-то свое. Так вот, дорогие мои люди, необязательно принимать чью-то точку зрения. Гораздо важнее иметь свою.
М: Пятый эфир, я так понимаю?
Т: Да. Все это очень мило. А теперь давайте, дорогие мои, поговорим наконец серьезно. Все наши выпуски мы на самом деле говорили не о сериале. Мы говорили о вас. О том, что страхи мешают жить и быть счастливыми. И если сегодня не сказать "Я люблю тебя" или "Спасибо за все, что ты сделал для меня", завтра такой возможности может не быть. О том, что не бывает незначительных людей и от каждого вашего решения изменяется весь мир. Вы - не ничто, не пустое место, вы не зритель. Вы - главное действующее лицо. И очень важно, чтобы главные действующие лица поступали правильно. Даже если это сложно. Даже если приходится жертвовать. Никто из вас действительно не сможет сыграть мою роль. Потому что у вас есть ваши собственные. Помните, Доктор никогда не встречал никого, кто был бы неважен. Вот только ни один Доктор не сможет вылечить вас, ваше неверие в себя, вашу агрессию, ваши страхи, если вы не позволите ему. Доктор появился в вашей жизни. И точно что-то в ней изменил. Хватит!
М: Что «хватит», Тиана?
Т: Хватит. Я… это из шестого выпуска.
М: Да. А сейчас седьмой. Вы уже не та. Вы уже изменились. Вы уже ушли гораздо дальше, чем могли бы просто представить.
Т: Но что дальше?
М: А дальше все очень просто, дорогая Тиана. Потому что есть только один разум способный отражать субъективную действительность.
Т: Но даже этот разум нуждается в отражении. Нам нужны зеркала, чтобы овнешнять себя, чтобы не воспринимать себя так лично. Иначе мы перестаем сомневаться, а значит думать.
М: И тогда начинаются споры с самим собой. Вы задумывались, почему в наших спорах я всегда оказывался прав?..
Т: Нет… но вы-то задумывались?
М: Некоторые люди верят, что видели вас. Возможно, встречались на сходках. Общались в чате, обсуждая будущее радио. Но все, что они знают о вас - это буквы, появляющиеся в окошке чата. А на это способны даже программы.
Т: Так значит так…
М: Да. Как я и говорил, все очень просто.
Т: Но я реальна! Я существую!
М: Нереальное не есть недействительное. Недействительное не есть нереальное. Нереальное не есть невозможное... Задумайтесь над этим. Это не просто слова. В них заключено гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Это мой вам прощальный подарок. А вы – всего лишь голос в чьих-то динамиках.
Т: Нет…
М: Да. Вы – моя выдумка. Я создал вас. И наши слушатели тоже создали вас, точнее – некий образ, который они считают вами. Но ваше время вышло. Надеюсь, вам было весело.
/щелкает пальцами, звук разбившегося стекла, Тиана исчезает/
М: Пришло время раскрывать секреты. Все в нашей жизни кажется до какого-то момента сказкой. Эта сказка учит нас вести себя правильно, делать тот или иной выбор, принимать определенные решения. Но время никогда не останавливается. И однажды наступает момент, когда мы должны расстаться с нашими сказками и идти дальше сами: так, как это сделала Роза. Так, как это сделала Эми. Так, как это сделал я. Хороших выходных.
/Занавес - Ирина Аллегрова/
/I am the Doctor/
/звук выстрела/
Сценарий седьмого эфира.
Настоятельно рекомендую прочитать его после ознакомления с предыдущими сценариями. Настоятельно. Очень настоятельно. Очень-очень.
3054 слова
3054 слова